Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.
Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Acoustic testing of instrument transformers

Acoustic testing of cable joints and bushings in the switchgears

Acoustic testing of the switchgears

Acoustic testing of power transformers

Acoustic testing of busducts

Implementation of the system of control of electrical insulation characteristics

New approaches to monitoring of the technical condition of the switchgear equipment

 

 

To detect insulation defects, accompanied by partial discharges in instrument transformers, acoustic method is the most effective non-invasive way of diagnostics that is performed under the operating voltage. Current instrument transformers of type ТФРМ-330, 500 and 750 are the most accidental in Russia at present.

Practice shows that existing methods of monitoring failed to detect emergency transformers. That’s the reason SPA "Technoservice-Electro" has designed an acoustic recorder with radio receiver and applies it in practice.

Reference point in which the sound of partial discharges is detected in insulation of ТФРМ-500, is located on the side of the transformer tank. This is due to the fact that the most probable location of the partial discharge - is the secondary winding at the top (Fig. 1).

Figure 1 Sketch of design of ТФРМ 500.

Acoustic tube with radio receiver, used to record discharge processes, was tested in the test station of ЗЗВА (a manufacturer of ТФРМ-500). For short discharge processes in a current measuring transformer insulation, it was found that the acoustic recorder tube with radio receiver, developed by SPA "TECHNOSERVICE-Electro", allows you to register discharges in insulation of current measuring transformers of type ТФРМ, not only at the alarm level, but also at a level allowed by factory tests of new products (several pC). This corresponds to the ignition of the first level indicator in the receiver of an acoustic recorder.

Accidental discharges process the ignition of all five levels of the indicator.

Installation of the acoustic discharge signal recorder with radio receiver is performed by the operational rod ШОУ 500 (Fig. 2).

Figure 2 Installation of the acoustic discharge signal recorder

View of the acoustic discharge signal recorder’s tube is shown in Figure 3. Constructively the recorder consists of two small portable devices – a sensor tube consisting of an acoustic recorder PD HRD with a radio transmitter and a magnetic holder (Fig.3), and a radio receiver that is connectable to your computer (Fig.4).

 

Figure 3. Acoustic discharge signal recorder’s sensor tube. View from the top (left) and bottom (right).

Signals from the acoustic recorder with radio receiver are taken (Fig. 4) and transmitted to the computer. Use of a computer helps to analyze the level of the ultrasonic signals, and in accordance with the standards the disturbances are defined. The level of detected ultrasonic radiation is displayed with five discrete lights. The minimum detectable level of the ultrasonic pressure of 0.04 Pa in the frequency band 60-130 kHz causes the ignition of the first indicator of the five in the signal processing program unit. Below there is a relative ratio of displayed indication levels to the sound pressure: Level 1 - 0.04 Pa, Level 2 - 0.08 Pa, Level 3 - 0.16 Pa, Level 4 - 0.32 Pa, Level 5 - 0.64 Pa. The approximate ratio of the displayed sound pressure and amount of spark charge:

- 0.04 - 0.4 Pa (low intensity discharges 20-300 pC)

- 0.2 - 2 Pa (high intensity discharges 300 pC-10 nC).

 

Figure 4 Radio receiver (left) and an example of the PC program with two sensors (right).

If an instrument transformer has a grounded tank, the acoustic survey is performed with the other device - "Dolphin" (Fig. 5). For example, in Serbia, it allowed to find about 80 pre-emergency current transformers.

Figure 5 The current transformers of type TPE 11 and their survey with "Dolphin"

Figure 6 Acoustic signals, the output results of disassembly and chromatographic analysis of dissolved gases in transformer oil, surveyed and rejected with "Dolphin"

Акустический контроль измерительных трансформаторов

Акустический контроль кабельных муфт и вводов в КРУЭ

Акустический контроль КРУЭ

Акустический контроль силовых трансформаторов

Акустический контроль экранированных токопроводов

Внедрение системы контроля изоляционных характеристик электрооборудования

Новые подходы к организации мониторинга технического состояния оборудования ОРУ

 

 

Для выявления дефектов изоляции, сопровождающихся частичными разрядами внутри измерительных трансформаторов, акустический метод является наиболее эффективным неразрушающим методом диагностики под рабочим напряжением. Измерительные трансформаторы тока типа ТФРМ-330,500,750 являются одними из наиболее аварийных в России в настоящее время.

Как показывает практика, существующие методы контроля состояния ТТ не позволяют выявить аварийные трансформаторы. Поэтому НПО «Техносервис-Электро» разработало акустический регистратор частичных разрядов с радиоканалом и применяет его на практике.
Контрольная точка, в которой следует обнаружить звук от частичных разрядов в изоляции ТФРМ-500, находится на боковой поверхности бака трансформатора. Это связано с тем, что наиболее вероятное место появления частичных разрядов – это изоляция вторичной обмотки в верхней части (рис.1).

Рис.1 Эскиз конструкции ТФРМ 500.

Применяемый для регистрации разрядных процессов акустический зонд с радиоканалом проверялся в условиях испытательной станции ЗЗВА (завода-изготовителя ТФРМ-500). При непродолжительных разрядных процессах, возникавших в изоляции трансформатора тока, удалось установить, что акустический регистратор разрядных процессов с радиоканалом разработки НПО «ТЕХНОСЕРВИС-ЭЛЕКТРО» позволяет регистрировать разряды в изоляции измерительных трансформаторов тока типа ТФРМ не только аварийного уровня, но и уровня, допустимого при заводских испытаниях новой продукции (несколько пикокулон). Это соответствует зажиганию индикатора первого уровня в приемнике акустического регистратора.
Аварийные разрядные процессы вызывают зажигание всех пяти уровней.
Установка акустического регистратора разрядных процессов с радиоканалом производится с помощью оперативной штанги ШОУ 500 (рис.2).

Рис.2 Установка акустического регистратора разрядных процессов.

Вид датчика акустического регистратора разрядных процессов с радиоканалом приведен на рис.3. Конструктивно акустический регистратор разрядных процессов с радиоканалом представляет собой два малогабаритных переносных устройства – датчик, состоящий из акустического регистратора частичных разрядов РЧР с радиопередатчиком и магнитным креплением (Рис 3), и радиоприемник, подсоединяемый к компьютеру (Рис 4).

 

Рис.3. Датчик акустического регистратора разрядных процессов с радиоканалом. Вид сверху (слева) и снизу (справа).

Сигналы от акустического регистратора разрядных процессов с радиоканалом принимаются приемником (рис.4) и передаются в компьютер. С помощью компьютера проводится анализ уровня ультразвуковых сигналов, и в соответствии с указанными нормами определяется наличие аварийных процессов. Уровень обнаруженного ультразвукового излучения отображается пятью дискретными световыми сигналами. Минимально обнаружимый уровень ультразвукового давления 0,04 Па в полосе частот 60-130 кГц вызывает зажигание первого индикатора из пяти в программе обработки сигнала приемника. Соотношение уровней индикации со звуковым давлением: 1 уровень - 0,04 Па, 2 уровень - 0,08 Па, 3 уровень - 0,16 Па, 4 уровень - 0,32 Па, 5 уровень - 0,64 Па. Примерное соотношение индицируемого звукового давления и заряда искрового разряда:
- 0,04 - 0,4 Па (разряды начального уровня 20-300 пКл),
- 0,2 - 2 Па (разряды  высокой интенсивности 300 пКл – 10 нКл).

 

 Рис.4 Приемник акустического регистратора частичных разрядов с радиоканалом (слева), и пример работы программы с двумя датчиками (справа).

Если измерительные трансформаторы имеют заземленный бак, их акустическое обследование проводится прибором «Дельфин» (Рис.5). Например, в Сербии было выявлено около 80 предаварийных трансформаторов тока.

Рис.5 Трансформаторы тока типа ТРЕ 11 и их обследование прибором «Дельфин»

Рис.6 Акустические сигналы, результаты разборки и хроматографического анализа растворенных в масле газов для трансформатора, забракованного с помощью прибора «Дельфин»